Начинается все, конечно же, с зачатия. И тогда, под воздействием целого ряда факторов, случайным и закономерным образом, с помощью генов, гормонов и внешней среды формируется фундамент - нервная система. Это, так скажем, "железо", на котором разворачивается все остальное.
И это самая первая данность, с которой приходится мириться. Следует отметить, что в целом, роль "железа" не имеет какой-то критической ценности, если это не серьезные повреждения или генетические сбои/мутации. Поскольку нервная система адаптивна, т.к. поступающая информация с момента формирования нервной системы с точки зрения биологический, начинает формировать дальнейшую структуру мозга.
Уже там же, в утробе матери система начинает поглощать информацию из вне. Именно поэтому желательно, что бы ребенок был желанным, поскольку это благоприятно сказывается на его развитии. Опять же, по целому ряду факторов, включая биологию матери, которая имеет свои последствия. Это опустим.
Ребенок рождается.
Как я уже сказала, все происходящее уже начало формировать его неврную систему под воздействием внешнего опыта и поступающей информации.
Как однажды выразилась моя подруга, наблюдая за ростом и развитием своего ребенка, это наблюдать как внутри сознания "разворачивается программа".
Самый первый оплот поглощения информации о реальном мире для ребенка - это родители.
Ребенок за счет целого ряда механизмов поглощает у своих родителей паттерны поведения. Считывает эмоциональные взаимоотношения между родственниками в семье и многое другое.
За счет обратной связи и постоянного повторения, учит родной язык матери.
Кто хорошо знаком с моим дневником, уже мог почувствовать слабый намек с моей стороны...
Для ребенка родители, далее семья - это самый первый оплот, уровень, постижения реального мира.
И он впитывает от своих родетелей абсолютно все, без разбора, со всеми вытекающими поледствиями.
Так работают все эти хваленые родовые проклятия, только никакой магии в этом нет. Просто каритину мира каждого человека формируют убеждения и языковые концепции, которые мы усвоили в процессе роста.
Едем дальше.
Все, что до 4-5 лет лежит в абсолютно бессозантельном. Считаеся даже, что дети не помнят ничего из этого периода, а запоминать и вести какую-то сознательную деятельность начинают как раз в этом возрасте.
Не буду врать детский возраст, но на каком-то этапе ребенок начинает осознавать что кроме родителей есть еще и "чужие", и рождственники, а потом что он - это не мы (я и родители - как единое целое), а есть Я и родители - как отдельные личности.
Начинается совершенно отдельная сказка, когда ребенок начинает кристаллизовывать свою личность отрицая все на свете, постигать основы иерархической структуры и отношений в семье.
Это следующий этап и уровень.
Если шаг с семьей пропущен, имеем вариацию на тему в виде ребенка в детдоме.
Далее, может быть шаг с детским садом.
На этом этапе, опять же, под воздействием новых факторов и опыта, идет следующий этап обтесания об реальность формирования сознания ребенка.
Далее школа, колледж, институт, работа...
У всех может быть разная комбинация, но суть не в этом...
Каждый из этих этапов формирует некоторое видиние в голове индивида, позволяет получить какой-то опыт и выучить какие-то жизненные уроки, которые могут в корне поменять личность.
По сути, грубо говоря первые 24-30 лет жизни мы постигаем основы социального выживания, начиная с родителей и семьи, заканчивая работой.
Мне очень нравится фраза, что ребенок, родившись, не знает ограний. Мы познаем и нас учат ограничениям в течении жизни: ты сюда ходи, а туда не ходи. это необходимо для нашего выживания и более менее приемлемого взаимодействия с социумом.
После 30ти лет, в силу биологических изменений и социальной стабильности, шансы, на перевороты в сознании человека стермятся к нулю.
Ну, потому что мы существа инертные, в основе своей, ежи годрые и без пинков не летаем. Т.е. сами не занимаетмся собственным развитием и как роботы далее воспроизводим все, чему научились ранее. При чем совершенно бессознательно. И весь этот коктейль может легко с друг другом кофликтовать и глючить.
И вышибить нас из этого может только какой-нибудь пиздец катаклизм, спровоцировав какое-то переосмысление.
Если вглядеться, все это выглядит довольно уныло.
Я уже писала о том, что следующим этапом для нас является осозанние и обучение тому, что бы сознательными усилиями, менять заученную картину, дабы не только как-то выживать, но и достигать того, что нам нужно. До этого, к сожалению, не все доходят...
Ясен перец, это все не ново. И там, и сям где-то встречается.
Моей идеей было систематизировать и зафиксировать то, что сформировалось по этой теме в моей собственной голове, ибо я уже не раз пыталась, но как-то туго идет =) В живом общении на эту тему проще рассуждать, чем писать текст и как-то включалась лень... А это ж вызов в чистом виде =)
В этом смысле могу только поздравить с тем, что на этот вызов удалось успешно ответить, и написать в результате стройный текст, фиксирующий основные положения мыслей.). Мой комментарий был больше связан с тем, что меня в свое время появление подобных мыслей автоматически заставило начать листать литературу, читать те или иные книги, а потом и вовсе получить системное образование, чтобы разобраться, что там уже успели до меня написать, чтобы картинка получше в голове уложилось. К слову, у тебя какая основная специальность? И, независимо от специальности, особенно если она далека от психологии - насколько знакома с психологической литературой из области той же самой социальной/возрастной? "Это просто вопрос, это не наезд", если что.)
А потом веб-дизайнер, проектировщик ui/ux. А потом мотоинструктор =)
Область моего пересечения с психологией является сугубо личной. Т.е. я ищу ответ на вопрос и неизбежно сталкиваюсь с психологической литературой, которая на него отвечает. Поэтому мое чтение или знания трудно назвать систематическими, они скорее точечные.
Я изучаю себя, людей, наблюдаю за ними, лезу в их шкуру, хакаю собственную "систему". Вот и вся цель.
Возможно, мне бы и стоило озабиться тем, что бы получить психологическое образование, но, если быть совсем откровенной, в систему образования я верю слабо =)
Я в целом верю в систему образования, но в ней есть другая проблема - там, где дают реально хорошие знания, их все равно дают пакетами с определенным уклоном. Условно говоря, это еще хорошо, если будет треть актуальной общей информации, треть - специфической вроде "как правильно работать в психологической адаптации андроидов к жизни на Марсе", и треть всякого обязательного по федеральным стандартам бреда. Поэтому, если нет стремления работать в той самой адаптации андроидов на Марсе и не нужен сам по себе диплом как бумажка, часто проще добрать нужные знания альтернативными способами (по крайней мере, на первых этапах - в конце концов, никто не мешает потом уже поучиться чему-то, если вдруг захочется углубиться в конкретную тему).
Если есть желание, я могу поделиться списком литературы, который сам отношу к категории "must read". Там в первую очередь книги из области социальной психологии, то есть о том, как человек взаимодействует с социумом, как социум влияет на него на разных этапах жизни, и много информации, которая местами наивному читателю несколько переворачивает мозг. Причем это книги, которые все еще остаются научными, но при этом написанные нормальным человеческим языком, а не кондовые советские учебники, которые, честно говоря, читать не более приятно, чем грызть зачерствелый сухарь. Скорее всего, с частью книг ты и так уже знакома, но с высокой вероятностью хотя бы одно или два названия в списке окажутся новыми.
Не обещаю, что руки дойдут и в скором времени, потому что я сейчас целиком и полностью в теме личностного роста связанного с финансовым благополучием
Но рано или поздно захочется почитать что-то для души...